Четверг, 08 Февраля 2018 12:30

Особенности детской агрессивности

Проблема агрессивного поведения детей и подростков одна из самых актуальных в современной педагогической и психологической практике.

Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Важно различить понятия агрессии и агрессивности. Агрессивность - это свойство личности, отражающее склонность к агрессивному реагированию в конфликтной ситуации, готовность к агрессивным действиям. Агрессия – конкретные действия, поведенческие проявления.

Агрессия проявляется по-разному. Она может быть направлена во вне, на других людей или на себя (аутоагрессия), бывает физическая (основанная на применении физической силы) и вербальная (крик, ругать), прямая и косвенная; инициативная и оборонительная.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. У ребенка кризисные явления наблюдаются значительно чаще, чем у взрослых. Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом способен учиться контролировать свои агрессивные инстинкты.

Как ни удивительно, но самые первые агрессивные проявления встречаются у младенцев. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - он испытывает положительные эмоции. Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то свое недовольство он проявляет плачем, криком, брыканием.

С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей или ценные для них вещи. Известно, что маленькие дети, стремясь сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость к младшим братьям и сестрам. Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут кусаться, щипаться, плеваться, и все это импульсивно, неосознанно. Встречается и пассивные проявления агрессии: негативизм, упрямство, отказ говорить, есть, кусание ногтей.

Агрессивное поведение детей имеет свои особенности. Дети часто используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). У дошкольников агрессивность проявляется в истериках, постоянных ссорах со сверстниками, драчливости, склонности к разрушению (ломают игрушки, рвут, портят чужие вещи).

У младших школьников агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым, часто появляются агрессивные хобби.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников. Для подростка быть агрессивным означает казаться сильным. Широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой. Часто мифы используются группой для оправдания внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» мифом, переживается подростком, как утверждение своей силы и героизма.

Агрессивное поведение детей и подростков может быть спровоцировано определенными личностными особенностями. Среди них: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; слабая саморегуляция; неразвитость игровой деятельности; низкая самооценка; нарушения в отношениях со сверстниками.

Предрасположенность к агрессивному поведению может быть связана с типом темперамента ребенка. Менее склонны к активной агрессии меланхолики. Возможный для него вид агрессии - пассивный, агрессивность направленная не на других, а на себя. Не склонны к активной агрессии и флегматики. Их нервная система уравновешена. Чтобы добиться агрессивного поведения от флегматика, надо систематически доводить его. Сангвиник по природе не агрессивен и предпочитает решать проблемные и ситуации миром. Типичный сангвиник сначала убедится, что мирный путь решения проблемы, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие крайней эмоциональной неуравновешенности. Они раздражительны, вспыльчивы, конфликтны, их легко вывести из себя.

Агрессия детей и подростков обладает рядом особенностей:

  1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.
  2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.
  3. Агрессия часто возникает без реального повода.

Существуют различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не так, просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема. Девочки рано заменяют физическую агрессию вербальной, она рано становится избирательной. Девочки направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем в психологически уязвимое место. Их агрессивность завуалирована, внешне менее эффектна, зато более эффективна.

ИСТОКИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Попробуем разобраться - откуда же берется агрессивность, каковы ее истоки? В научных кругах до сих пор идут споры о природе агрессивности. Некоторые авторы считают, что индивидуальные проявления агрессии на 50% обусловлены генетическими факторами. Но подавляющее большинство психологов считают правомерной теорию социального научения. Они признают определенную роль наследственности, но главные причины ищут в условиях социальной среды ребенка, прежде всего в особенностях семейного воспитания.

Можно выделить три основных психологических источника деструктивного поведения:чувство страха, недоверия к окружающему миру; столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей; отстаивание своих личных границ, территории, обретение независимости и самостоятельности.

В значительной мере на формирование отношения к миру влияет проявление родителями безусловной любви к ребенку, либо отсутствие таковой. Если близкие проявляли искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации, если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него зарождалось чувство доверия к окружающим. Материнская депривация (изоляция от матери) – еще один из факторов становления агрессивного поведения. Исследования показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Неудовлетворенность потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности.

Г.Э. Бреслав выделяет четыре мотива агрессивного поведения детей: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство

Многие специалисты считают одной из основных причин появления агрессивности недостатки семейного воспитания. Так, Личко А.Е. выделяет 4 ситуации в семье, способствующие формированию агрессивного и отклоняющегося поведения у детей и подростков:

  1. гиперопека: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
  2. гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
  3. воспитание по типу "кумира" семьи - постоянное внимание к любому шагу и желанию ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
  4. ситуация, создающая "золушек" в семье, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

При либеральном стиле воспитания родители почти не регламентируют поведение ребенка. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности,  импульсивны. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью родителей, ребенка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам.

При отвергающем стиле воспитания родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, когда рождение ребенка было нежелательным. В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, обидчивыми. Неприятие порождает чувство протеста, формируются черты неустойчивости, негативизма.

Эгоцентрический стиль воспитания, когда ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится «смыслом жизни» родителей. При этом интересы окружающих игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды, расторможен, неустойчив, капризен

Можно выделить еще несколько психологических условий, вызывающих у людей стремление к насилию. Ребенок, которого били, сам будет предрасположен к применению насилия. Во-вторых, если человеку не позволяли высвобождать эмоции, возникавшие в результате обид, у него сохраняются невыраженные чувства, и возникает стремление к проявлению насилия. Насилие - искаженное выражение гнева и страха человека.

Одной из причин агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Властные родители стремятся во всем управлять ребенком, подавляя его волю, не допуская проявления инициативы и не давая ему быть собой. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом станет направленное на окружающих агрессивное поведение "угнетаемого" ребенка.

Итак, агрессивное поведение может иметь очень глубинные психологические корни. Если родители заметили подобные особенности у своего ребенка, полезно задуматься о его истоках. Однако, следует помнить, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

Литература

  1. Агрессия у детей и подростков. Под ред. Платоновой Н.М. С-Пб. Речь, 2006.
  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб, 1997.
  3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.- 1996. - №5. - С.3-18.

ban