Учредитель:
Министерство образования Красноярского края

Суббота, 19 Января 2019 20:03

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

  • Интересуйтесь жизнью ребенка, его чувствами, страхами.
  • Научите ребёнка говорить о них и будьте готовы выслушать ребенка.
  • Разбирайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход.
  • Научите делать полезный для ребенка вывод из неприятностей, показывая, что в большинстве случаев «нет худа без добра» — приобретается опыт, удается избежать еще больших неприятностей и т. д.
  • Обеспечьте ребенку ощущение, что в любой ситуации в вашем лице он получит поддержку и понимание его проблем. Даже если некоторые проблемы вам не представляются серьезными, признайте право ребенка сильно переживать из-за них: «Да, это действительно неприятно. Это, правда, очень обидно...» И только после выражения сочувствия помогите найти выход, решение, увидеть положительные стороны.
  • Помочь ребенку в преодолении тревоги – значит, создать условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой. Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается справиться с чем-то.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к переменам и важным событиям. Подробно расскажите, что его ждет. Никогда не пытайтесь повысить работоспособность ребенка, описывая предстоящие ему трудности. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена очень многое зависит
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сперва я боялась, но потом было так и так, и удалось сделать то-то и то-то».
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной – это бесценный опыт, ты поняла, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь. Людям редко удается избежать ошибок и неудач в новом деле.
  • Ребенок должен быть уверен, что родители верят в его успех, что, в конце концов, у него все получится. Ребенку важно научиться ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.
  • Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога, не смешивать оценку конкретной работы с отношением педагога к себе. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил волю и т.д. Так формируется чувство собственной компетентности ребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.
  • Если ребенок напряжен, предложите ему упражнения для расслабления: сделать глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
  • Преодолеть чувство тревоги можно с помощью телесного контакта. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять его, Следите за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что «все будет хорошо».
  • Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, — вот залог уверенности и адекватной самооценки.

Желаем удачи вам и вашему ребенку!