Учредитель:
Министерство образования Красноярского края

Пятница, 19 Октября 2018 22:04

Скованные одной цепью: чему учит взаимодействие с теми, кто нам неприятен

Писатель Дэвид Уильям о том, как проводить по 8-10 часов с теми, кто вам несимпатичен, и чему при этом можно научиться.

В «совершенном» мире нас бы окружали исключительно добрые, внимательные и воспитанные люди. Мы бы понимали других с полуслова, приходили в восторг от идей друг друга и расставались в ожидании новой встречи. Увы, в жизни все не совсем так — а иногда и совсем не так. Некоторые «типажи» на учебе откровенно действуют нам на нервы своим характером, привычками, даже внешним видом.

Возможно ли в принципе существование команды единомышленников, в которой все будут идеально совместимы друг с другом? По словам преподавателя теории управления в Стэнфорде Роберта Саттона, это не просто невозможно, но и не нужно. Счастливые обладатели высокого эмоционального интеллекта воспринимают общение с неприятными коллегами как обогащающий опыт. Чему он может научить?

1. Все люди разные

Иногда мы хотим во что бы то ни стало быть «хорошими» и требуем от себя тотального приятия. Но это невозможно: на пути обязательно попадутся люди, чье поведение и взгляды будут идти вразрез с нашими. Человек, который нам не нравится, не обязательно плох сам по себе. Ничего личного: просто мы разные, наши ценности не совпадают. Усвоив нехитрую истину, можно начать относиться к многим потенциально конфликтным ситуациям более спокойно.

2. Терпимость способствует росту

Возможно, нервные выпады одного из одноклассников доводят вас до исступления, а кислое лицо других по утрам вызывает желание высказать им что-то неприятное. Однако с точки зрения эффективности не рекомендуется подбирать окружение по принципу личной симпатии.

«Вам нужны люди с разным темпераментом, опытом, разными точками зрения, и пусть они не боятся высказывать свое мнение. Это помогает избежать ошибок всему коллективу», — считает Роберт Саттон.

3. Хорошие манеры — это бесценно

Не отвечайте грубостью на грубость и не вступайте в навязанный вам конфликт, когда вас пытаются спровоцировать. Сдержанность, объективность и хладнокровие — ваши козыри.

Нас раздражают те черты окружающих, которые мы не можем принять в себе.

«Пусть антипатия не отражается на вашем лице. Важно выглядеть позитивно», — советует организационный психолог Бен Даттнер.

4. Молчание не всегда золото

Если чья-то манера поведения или общения вас смущает, спокойно сообщите ему об этом. Избегайте обвинительного тона — попробуйте формулу: «Когда вы... я чувствую...» Например: «Когда вы меня перебиваете, я чувствую, что мои слова не воспринимают серьезно». Сделайте паузу и выслушайте другую точку зрения. Может оказаться, что коллега даже не понял, что вы не закончили свою речь, или ваша идея показалось ему настолько интересной, что он поспешил вмешаться в обсуждение.

5. Не стоит судить о других по себе

Мы часто ожидаем, что в той или иной ситуации другие люди будут вести себя так же, как мы. Это заблуждение.

«Люди обладают уже сформировавшимся набором личностных черт. Их невозможно изменить по мановению волшебной палочки. Ожидая, что другие будут следовать нашему образцу поведения, мы должны быть готовы к разочарованию и фрустрации», — объясняет преподаватель психологии Алан Кавайола. Если человек постоянно неприятно удивляет вас, сделайте выводы. Он не изменится.

6. Самоанализ полезнее раздражения

Фокусируйтесь на своих чувствах: часто нас раздражают те черты окружающих, которые мы не можем принять в самих себе. Приучитесь отслеживать свою эмоциональную реакцию: так вы сможете ее предвидеть, смягчить или даже изменить.

7. Дистанция как последняя мера

Если так и не получилось наладить отношения с «раздражителем», сведите контакты к минимуму, отстранитесь эмоционально и займитесь своим делом. Пересядьте в другой конец класса. Со временем, применив эмпатию и умение видеть вещи в перспективе, вы сможете одинаково эффективно общаться со всеми. Этот навык можно и нужно освоить.

Psychologies — журнал

адаптированная статья Дэвида Уильяма —

писателя, редактора, издателя.