Учредитель:
Министерство образования Красноярского края

Вторник, 24 Ноября 2020 21:54

Рекомендации по сохранению психологического здоровья в условиях пандемии

В период пандемии, после введения ограничительных мер, направленных на снижение заболеваемости COVID-19, очень многим из нас приходится столкнуться с серьезными изменениями в нашей повседневной жизни.

Удаленная работа, временная безработица, продолжающееся домашнее обучение детей, а также ограничения физического контакта с другими членами семьи, друзьями и коллегами – адаптироваться к этой новой реальности непросто. Адаптация к этим изменениям привычного распорядка жизни, страх заразиться вирусом и тревога о близких, которые относятся к группам риска, – все это вызывает у всех нас определенные психологические трудности.

Ниже рассмотрим ряд рекомендаций, которые могут оказаться для полезными для адаптации к новым условиям.

  • Оставайтесь в курсе событий. Пользуйтесь авторитетными источниками новостей, такими как местные или национальные телеканалы и радиостанции или следите за последними новостями на страницах ВОЗ в социальных сетях.
  • При необходимости, заведите новый распорядок дня. Старайтесь максимально придерживаться привычного распорядка дня или, если прежний порядок в данный период жизни нерационален, заведите новый. Старайтесь вставать и ложиться спать в одно и то же время каждый день. Выделите время для работы и время для отдыха.
  • Рационально используйте время в течение всей недели. Распределите все бытовые работы по дому на всю неделю, составьте список дел на каждый день, чтобы в выходные выделить время для активного отдыха семьей на свежем воздухе.
  • Старайтесь ежедневно выделять время для любимых занятий. Учёными доказано полезное психологическое воздействие различного вида увлечений, в науке существует термин – «эффект хобби». Оказывается, занятие любимым делом укрепляет самооценку человека. Вяжите, вышивайте, читайте, осваивайте новые рецепты, декорируйте мебель или одежду! Занятие любимым и интересным делом помогает человеку с пользой проводить свободное время, не зацикливаясь на проблемах и неприятностях, а главное – постоянно находиться в движении, творческом поиске.
  • Важно сохранять социальные контакты. Если ваше передвижение ограничено, поддерживайте регулярные контакты с близкими по телефону и через Интернет.
  • Правильное питание. Употребляйте разнообразную пищу, в том числе фрукты и овощи. Не забывайте о воде: употребляйте достаточное количество жидкости. Снизьте потребление соли, сахара, жирных продуктов. Избегайте употребления алкоголя как средства борьбы со страхом, беспокойством, скукой и социальной изоляцией.
  • Поддерживайте физическую активность. Помните: даже короткая разминка с легкой физической нагрузкой в виде хождения или зарядки в течение 3-4 минут поможет вам снять мышечное напряжение и улучшить кровообращение и работу мускулатуры.
  • Время, проводимое перед экраном. Обращайте внимание на то, сколько времени вы проводите каждый день перед экраном. Следите за тем, чтобы делать регулярные перерывы.
  • Помогайте окружающим. Если у вас есть такая возможность, предложите поддержку людям, проживающим неподалеку от вас и, возможно, нуждающимся в помощи, например, для покупки продуктов питания.

Если вы родитель

В стрессовой ситуации дети, как правило, нуждаются в повышенном внимании, поэтому родителю важно также самому находиться в ресурсном состоянии для оказания детям необходимой поддержки.

Какими могут быть ваши действия для поддержки детей:

  • Научитесь работать с собственными негативными эмоциями в период повышенной эмоциональной нагрузки. Очень важно в сегодняшней ситуации родителям научиться справляться с собственными накопившимися негативными эмоциями, не перекладывая эти эмоции на детей. Часто свою тревогу родители трансформируют в повышенный контроль за учебной деятельностью или личной жизнью детей, тем самым нарушая границы в отношениях с детьми, провоцируют детей занимать защитную позицию (замкнутость, агрессивные проявления, эмоциональная нестабильность и т.п.).
  • Окажите детям помощь в обучении на дому, помогите подобрать оптимальный распорядок дня, оказывайте необходимую эмоциональную поддержку. Если видите, что ребенок перегружен – помогите подобрать эффективные методы работы с учебным материалом для качественного и быстрого усвоения материала (конспекты с использованием таблиц, схем, различные техники запоминания с использованием ведущего вида восприятия (зрительный, аудиальный, с помощью чувств и эмоций или с использованием логики)). Проследите за тем, чтобы в распорядке дня детей было предусмотрено свободное время для прогулок и отдыха.
  • Честно и открыто обсуждайте с детьми вопросы, касающиеся коронавирусной инфекции, используя лексику, соответствующую их возрасту.
  • Подскажите детям позитивные способы выражения эмоций, таких как грусть или страх, злость или печаль. Очень важно, чтобы дети свободно, без опаски проговаривали эти чувства, это поможет их принять. Для выражения чрезмерно накопившиеся чувств, могут помочь творческие занятия, такие как игры («Мафия» - помогает проигрывать различные роли) или рисование.
  • Помогайте детям оставаться на связи с друзьями и родственниками, разрешайте прогулки с узким кругом друзей с соблюдением всех необходимых мер профилактики.
  • Следите за тем, чтобы каждый день часть времени дети проводили вдали от экранов, и уделяйте время совместным занятиям с детьми. Занимайтесь творческими занятиями: рисованием, поэзией, конструированием и т.д. Испеките пирог. Занимайтесь пением или танцами или играми на свежем воздухе.
  • Следите за тем, чтобы дети не проводили больше времени за видеоиграми, гаджетами чем обычно.

Здоровья вам!

Источники:

https://www.who.int/ru/campaigns/connecting-the-world-to-combat-coronavirus/healthyathome

http://gazeta-bam.ru/news/media/2014/10/10/psiholog-zanyatie-lyubimyim-delom-blagotvorno-vliyaet-na-samochuvstvie-cheloveka/