Учредитель:
Министерство образования Красноярского края

Среда, 21 Сентября 2011 17:41

Мобильный телефон: друг или враг?

За последние годы мобильный телефон очень прочно вошел в нашу жизнь. Звонок сотового телефона можно услышать сегодня где угодно. Но для многих учеников мобильный телефон из обычного средства связи превратился в некую игрушку, без которой они уже не могут обходиться  (мобильная зависимость). Вот некоторые признаки такой зависимости: беспокойство, если телефон долго молчит и бессознательный поиск повода позвонить кому-то, тягостное чувство психологического дискомфорта, если телефон забыт дома, стремление постоянно менять телефон на более усовершенствованную и разрекламированную модель (телефон становится не средством связи, а средством повышения самооценки). Не секрет, что многие ученики выбирают себе телефон не столько по функциям, связанным непосредственно с голосовым общением, сколько по дополнительным возможностям в игровой и мультимедийной сферах. Возникает ситуация, когда родители покупают ребенку телефон в качестве средства связи с ним, но сам аппарат в большей степени используется как игровое, развлекательное устройство. Если раньше подростки в основном использовали мобильное устройство для игр, прослушивания мелодий, то ныне они помимо этого еще и "сидят" в онлайновых сервисах. В связи с бурным прогрессом в возможностях современных телефонов возникают проблемы так называемого "мобильного этикета". Особенно это актуально для учебных заведений, ведь ребенок в возрасте 10-12 лет далеко не всегда понимает, когда допустимо с ним работать, а когда нет.

Преподаватели сталкиваются с тем, что подростки во время уроков могут позволить себе играть в игры, просматривать веб-ресурсы, писать SMS или общаться в онлайновых службах. Помимо очевидной физиологической нагрузки на зрение такое времяпрепровождение еще и мешает созданию нормальной рабочей обстановки во время занятий.

Часто, телефон приобретается детям уже в начальной школе. Причем нередко родители удовлетворяют просьбы ребенка о приобретении ему  довольно усовершенствованных моделей. Возникает довольно актуальный вопрос - а уверены ли родители, что их ребенку действительно нужен настолько продвинутый аппарат? И более того, понимает ли он, когда уместно им пользоваться, а когда нет? Практика показывает, что ответы на такие вопросы в целом отрицательные. Покупка телефона школьнику имеет одну благую цель - иметь возможность оперативно связаться с ним. Но одновременно могут проявиться и несколько нежелательных нюансов. Во-первых, есть опасность нецелевого расходования денежных средств ребенком на покупку мультимедийного контента (игры, мелодии и так далее). Общеизвестно, что продавцы подобных вещей всеми силами скрывают от покупателя истинную стоимость картинки или игры, которая может достигать сотен рублей и, как следствие, родителям придется оплачивать счета на внушительные суммы от операторов связи. Во-вторых, столь популярные сегодня социальные сети могут серьезно отвлекать ученика от усваивания информации в школе. В-третьих, есть опасность и для здоровья ребенка. Тут речь идет не только о влиянии излучения телефона, но и о перегрузке глазных мышц, вызванной длительным рассматриванием мелких движущихся объектов на дисплее. В-четвертых, мобильные веб-браузеры приводят к тому, что у ученика не всегда есть стимул для учебы. Ведь много информации можно быстро найти в интернете прямо во время урока. Кроме того, специалисты предупреждают, если ребенок проводит часы за рассылкой смс-сообщений, значит, ему скучно и одиноко. А это свидетельствует о том, что ему не хватает общения, новых впечатлений. Нужно постараться подыскать ему поле деятельности и круг общения в школе и за ее пределами для получения новых впечатлений.

Возвращаясь к теме "мобильного этикета", уместно привести несколько общепринятых правил, регламентирующих использование мобильного телефона в учебном заведении:

- во время занятий (а также в общественных местах), следует отключать  звуковой сигнал сотового телефона, запрещается пользоваться телефонами на уроках и держать их на виду;
- во внеурочное время и на переменах разговаривать по мобильному телефону максимально тихо и коротко, не причиняя неудобства окружающим.
- недопустимо прерывать общение с преподавателем ради ответа на звонок или сообщение.
- стоит подбирать нейтральные мелодии для сигнала вызова (особенно осторожно надо подходить к применению всяческих "шуточных" рингтонов;

Соблюдение норм пользования мобильной связью  позволит сохранить физическое и психологическое здоровье наших детей, и сотовый телефон не превратится из друга и помощника в коварного врага.

Желаем удачи Вам и Вашему ребёнку!